Преподавателям
Методические основы урока.
Методы обучения — это основные виды деятельности учителя и ученика, обеспечивающие формирование знаний, умений и навыков, необходимых для решения учебно-воспитательных задач.
Прием – это деталь метода, отдельные его операции (практические и мыслительные), моменты и процессы усвоения знаний и умений. Он не имеет своей самостоятельной учебной задачи.
Характеристика отдельных групп методов:
1) объяснительно-иллюстративные (объяснительно-рецептивные) методы отражают деятельность учителя и ученика, состоящую в том, что учитель сообщает готовую информацию разными методами, с использованием демонстраций, а учащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают ее. При необходимости воспроизводят полученные знания;
2) репродуктивные методы способствуют формированию знаний (на основе заучивания), умений и навыков (через систему упражнений). При этом управленческая деятельность учителя состоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов и других заданий, обеспечивающих многократное воспроизведение знаний или умений по образцу;
3) методы проблемного обучения;
— проблемное изложение, рассчитанное на вовлечение учащегося в познавательную деятельность в условиях словесного обучения, когда учитель сам ставит проблему, сам показывает пути ее решения, а учащиеся внимательно следят за ходом мысли учителя, размышляют и переживают вместе с ним и тем самым включаются в атмосферу научно-доказательного поискового мышления;
— частично-поисковые или эвристические методы, использующиеся для подготовки учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем, для обучения их выполнению отдельных шагов решения, отдельных этапов исследования;
— исследовательские методы–способы организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них познавательных проблем. Методы проблемного обучения наиболее полно решают задачи развития учащихся при обучении;
4) методы организации учебно-познавательной деятельности:
— словесные, наглядные, практические;
— аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные;
— репродуктивные, проблемно-поисковые;
— методы самостоятельной работы и работы под руководством;
5) методы стимулирования и мотивации:
— методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций);
— методы стимулирования долга и ответственности (убеждения, предъявления требований, «упражнения» в выполнении требований, поощрения, порицания);
6) методы контроля и самоконтроля:
— устного контроля и самоконтроля (индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устная проверка знаний, некоторых мыслительных умений);
— письменного контроля и самоконтроля (контрольные письменные работы, письменные зачеты, программированный контроль, письменный самоконтроль);
— методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля (контрольно-лабораторные работы, контроль выполнения практических работ, программированный контроль лабораторной работы, лабораторно-практический самоконтроль);
7) методы самостоятельной познавательной деятельности учащихся:
— классификация самостоятельных работ по дидактической цели (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений, выработка и совершенствование навыков);
— определение самостоятельных работ по изученному материалу (наблюдение, проведение опытов, эксперимент, работа с книгой и т.п.);
— различение самостоятельных работ по характеру познавательной деятельности (по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода);
— деление самостоятельных работ по способу организации (общеклассная, групповая, индивидуальная);
8) методы программированного обучения – особый вид самостоятельной работы учащихся над специально переработанным учебным материалом, сущно:
— правильное распределение времени на повторение,
— стимулирование активности учащихся в процессе повторения,
— соблюдение сочетания различных видов повторения (повторение пройденного в начале учебного года, текущее, периодическое и заключительное повторение).
Организация различных форм обучения учащихся на уроке по числу охвата школьников учителем:
Общеклассная форма обучения – одновременное участие всех школьников в общей для всех учебной деятельности под руководством учителя. Такая форма целесообразна, если все учащиеся класса одинаково подготовлены и могут работать в одном темпе;
Групповая, в процессе которой предполагается сотрудничество нескольких человек, перед ними ставится конкретная учебно-познавательная задача. Работа в этом случае строится на принципе самоуправления и самоконтроля. По окончанию работы, учитель ее оценивает;
Парная форма, организации познавательной деятельности. Она целесообразна в том случае, когда хорошо успевающий ученик выполняет функцию учителя, в процессе которой он не только научает слабого ученика, но и основательно закрепляет имеющиеся знания;
Индивидуальная, когда учебное задание выполняется каждым учеником самостоятельно на уровне его подготовленности, возможностей и способностей.
Когда рационально применять соответствующие формы обучения
(по числу охвата учащихся учителем)
Формыобучения | При какомсодержанииучебного материала | При каких особенностях учеников | При каких условиях | При каких возможностях учителя |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Обще-классные | Материал сложен и требует обще-классных объяснений учителя | Учащиеся еще не подготовлены к групповой и индивидуальной работе по данной теме | Нет дидактических материалов для групповой и индивидуальной работы и их трудно изготовить | Учитель не располагает временем для групповой и индивидуальной работы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Групповые | Материал доступен для групповой работы под руководством учителя и может быть дифференцирован по объему сложности | Учащиеся подготовлены к групповой работе | Имеются дидактические материалы для групповой работы или их можно изготовить | Учитель располагает временем для организации групповой работы |
Личные | Материал доступен для индивидуальной работы школьников при направляющей помощи учителя | Учащиеся подготовлены по индивидуальной работе по этой теме | Имеются материалы для личной работы, или можно изготовить без больших затрат времени | Учитель располагает временем для организации личной работы |
Рациональное применение методов обучения
Методы обучения | При каком содержании материала рационально применять метод? | При решении каких задач этот метод применяется наиболее успешно? | При каких особенностях учащихся рационально применять метод? | Какие возможности должен иметь учитель для использования этого метода? |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Словесные | Когда материал носит теоретически-информационный характер | При формировании теоретических и практических знаний и решений всех других задач обучения | Когда ученики готовы к усвоению информации данным видом словесных методов | Когда учитель обладает необходимыми методами лучше, чем другими методами |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Наглядные | Когда содержание учебного материала может быть представлено в наглядном виде | Для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемым вопросам | Когда имеющиеся наглядные пособия доступны ученикам | Когда учитель располагает нужными пособиями или может изготовить их сам |
Практические | Когда содержание темы включает практические упражнения, выполнение трудовых заданий, проведение опытов | Для развития практических умений и навыков | Когда ученики готовы к практическим заданиям такого характера | Когда учитель располагает пособиями, дидактическими материалами для организации этих практических упражнений |
Репродуктивные | Когда содержание слишком сложное или простое | Для формирований знаний, умений и навыков | Когда ученики еще не готовы к проблемному изучению темы | Когда у учителя нет времени для проблемного изучения этого материала |
Проблемно-поисковые | Когда содержание материала имеет средний уровень сложности | Для развития самостоятельности мышления исследовательских умений, творческого подхода к делу | Когда ученики подготовлены к проблемному изучению материала | Когда учитель имеет время для проблемного изучения темы и хорошо владеет методами |
Индуктивные | Когда содержание темы в учебнике изложено индуктивно | Для развития умений обобщить, осуществлять индуктивные умозаключения (от частного к общему) | Когда ученики подготовлены к индуктивным рассуждениям и затрудняются в дедуктивных | Когда учитель лучше владеет индуктивными методами обучения |
Дедуктивные | Когда содержание темы в учебнике изложено дедуктивно или его рационально разложить подобным образом | Для развития умений осуществлять дедуктивные умозаключения (от общего к частному), развития умений анализировать явления | Когда ученики подготовлены к дедуктивным рассуждениям | Когда учитель лучше владеет дедуктивными методами обучения |
Самостоятельная работа | Когда материал доступен для учащихся и может быть изучен самостоятельно | Для развития самостоятельности в учебной деятельности, формирование навыков учебного труда | Когда ученики готовы к самостоятельному изучению данной темы, располагают необходимыми знаниями и умениями | Когда имеются дидактические материалы для самостоятельной работы учеников, время, и учитель имеет правильно организовать ее |